ЕВРЕИ

עֲלֵיכֶם

Шало́м!

Численность: (общее количество и % от общей численности населения в Курганской области)

Около 1000 (0,12 %)

История появления на территории Зауралья

Первое упоминание о евреях города Кургана относится к 1869 году. Тогда гомельский крестьянин Лейзер Хаимович Звагельский открыл в Кургане часовую мастерскую. В 1890 году грозненский мещанин Иосель Нейман открыл портновское дело. В начале XX века в наши края приехали земские врачи и аптекари еврейской национальности. После еврейских погромов 1905 года на Украине и в Кишиневе иудеи бежали, в том числе и в Курган. В 1913 году Городская дума дала разрешение на постройку двухэтажного деревянного дома на каменном фундаменте для совершения молитвенных обрядов курганских евреев. В 1913 году на углу улиц Скобелевской и Троицкого переулка (К. Маркса – Ленина) на средства еврейской религиозной общины и еврея мещанина Коробченко был построен двухэтажный дом с небольшими шпилями на крыше.

Еврейское население города впервые праздновало первый день Нового 5674 года – Рош Ашонэ. В то время община насчитывала 23 еврея. Община просуществовала до 1929 года. В документах архивного фонда Курганского горисполкома, в протоколе заседания президиума Курганского городского Совета от 6 марта 1929 года значится: «Слушали пункт 14 об изъятии дома еврейской общины. Постановили: домовладение, находящееся по ул. К. Маркса, 96, принадлежащее еврейской религиозной общине, из ведения последней изъять и передать в ведение Горкомхоза, имея в виду, что религиозные общины лишены прав юридических лиц и не имеют возможности владения каким-либо строением». Здание было перенесено в послевоенные годы при застройке ул. Ленина на ул. Береговую, а впоследствии снесено. В 1941 году из оккупированных фашистами территорий в Зауралье вместе с оборудованием и заводами была эвакуирована значительная часть еврейского населения, которая внесла существенный вклад в развитие науки, культуры и промышленности города Кургана.

Религия, язык:

Большинство российских евреев относятся к ашкеназской (европейской) группе и имеют в качестве родного языка русский.

Большинство евреев принадлежат к иудаизму.

Основные территории проживания:

Город Курган

Культура, традиции, костюмы, кухня:

В результате массовой эмиграции в Израиль, США и другие страны в период экономических трудностей конца XX века число евреев в России сократилось с 570,5 тыс. по переписи 1989 года до 233,6 тыс. по переписи 2002 года и до 157,8 тыс. по переписи 2010. При этом, по оценкам, до 20 тыс. лиц не указало свою принадлежность к еврейской национальности. Кроме этого, имеет место и частичная ассимиляция евреев в русскоязычной среде. Большинство евреев в России классифицируются по происхождению как ашкенази, хотя в XX веке большинство перешло на русский язык. Горские евреи также присутствуют на территории России.

Еврейская кухня полна запретов и символов. А блюда еврейского стола не только потрясающе вкусны, но и назидательны.

Блюда еврейской кухни готовят по законам кашрута. На иврите  «кашрут» («пригодный») – это определенный свод правил, которым нужно следовать при приготовлении не только праздничной, но и повседневной еды. Например, запрещено смешивать молочную и мясную пищу, употреблять мясо животных, не жующих жвачку и не имеющих раздвоенного копыта, а также мясо хищных животных и птиц. Но даже разрешенное мясо перед употреблением в пищу нужно сделать кошерным – удалить кровь и специальным образом разделать. Любопытно, что рыба считается кошерной сразу – как только ее вынули из воды.

Традиционные события, праздники (с датами, местами)

Кабалат-шаббат (встреча субботы) – дневной и вечерний. На шаббате собравшиеся отдыхают от повседневных забот и проблем. Зажигаются традиционные субботние свечи, вслух читают Тору (свод заповедей Божьих), изучают недельную главу. На этих встречах люди узнают много нового и интересного об истории еврейского народа.