ЧЕЧЕНЦЫ И ИНГУШИ

Маршалла хуьлда!

Численность: (общее количество и % от общей численности населения в Курганской области)

Около 900 (0,1 %)

История появления на территории Зауралья:

Первые представители чечено-ингушской национальности появились на Урале в 20–30 годах ХХ века. В это время в стране шёл процесс коллективизации, и раскулаченных людей ссылали в Сибирь. Немало чеченцев появилось в Зауралье в 80-е годы, когда шло бурное строительство больших народно-хозяйственных объектов, таких, к примеру, как нефтепровод Уренгой – Помары – Ужгород. Чеченские строительные бригады постоянно приезжали в наши края на заработки, строили различные объекты в колхозах и совхозах. В конце 80-х – начале 90-х годов кавказская молодёжь приезжала к нам учиться, затем, получив распределение, оставалась здесь жить. Самый большой приток чеченцев за Урал произошёл в середине 90-х в период первой и второй военных операций. Позже, когда в Чечне стало спокойнее, а экономика её окрепла, многие уехали обратно.

Религия, язык:

У чеченцев язык нахско-дагестанской части, и он наиболее близок к ингушскому. Вместе с тем присутствует диалектное членение, которое гораздо более сложно. Например, некоторые чеченские горные диалекты гораздо ближе к ингушскому, чем даже к родному чеченскому. Причём в языковых отношениях, которыми связаны чеченцы и ингуши, разница гораздо меньшая, чем между русскими и украинцами. Каждый будет разговаривать на своём родном наречии, но поймут друг друга без малейшей трудности.

Культура, традиции, костюмы, кухня:

До XVIII века вся жизнь ингушей была неразрывно связана с этими удивительными строениями, гармонично вписанными в крутой ландшафт географического центра Кавказа. Память об этом хранит и самоназвание нации — галгаи, что значит «жители башен».

В их строительстве отразилось стремление ингушей быть ближе к небу (самая высокая башня достигает высоты 12-этажного дома) и вполне понятное желание защититься от посягательств завоевателей из других государств. Культ камня был развит настолько, что даже гостю считалось обязательным принести в дар камень.

Возведение боевой или жилой постройки шло торжественно: первые ряды камней обагряли кровью жертвенного животного. Завершить работы за год было делом чести – иначе род считали угасающим. Столь же естественным для галгаев было создание фамильных склепов. «Человеку при жизни нужна башня, а после смерти склеп», — гласит ингушская пословица. Расположенные рядом, строения наталкивали горцев на философский строй мыслей.

Мудрость ингушей гласит: поступай так, как сделали бы твои предки. Вот почему положения адатов (устного свода правил) строго соблюдают в каждой семье. Свод морально-этических и эстетических правил «Эздел» охватывает все сферы жизни и прививается с детства. Он включает в себя такие понятия как «яхь» — чистая конкуренция, «эхь» — скромность, «сий» — честь, «денал» — сила воли, «камаьршал» — щедрость и другие. От опрометчивых поступков и отступлений от социальных норм издавна ограждал (и частично продолжает ограждать сейчас) обычай кровной мести. Он напоминал: каждый человек в ответе за свои действия перед роднёй.

В кухне ингушей распространены чуреки с соусом, галушки из кукурузной муки, пироги с сыром, баранина, черемша. Ни капли молока здесь не пропадет даром – из него готовят  разнообразные продукты. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон – «дил». Особое отношение к хлебу: наступить на него недопустимо.

Контакты (национально-культурные организации, учреждения, центры культуры и т.п.):

Курганская областная общественная организация чечено — ингушской диаспоры «Вайнах», 640000, Курганская область, город Курган, проспект Машиностроителей, 33-а