Здравствуйте!
Численность: (общее количество и % от общей численности населения в Курганской области)
820 000 (92% )
История появления на территории Зауралья
Русские люди впервые познакомились с зауральским краем в XV веке. В процессе русской колонизации Зауралья сначала преобладала частная инициатива новгородских, впоследствии московских торговых людей, промышленников, приобретавших пушнину в обмен на русские товары. На этих путях постепенно создавались промышленные поселения — слободки, зимовья, городки. Шли на восток и христианские миссионеры.
Движение русских людей за Каменный пояс до XVI века шло очень медленно, и только после падения Казанского и Астраханского ханств оно ускорилось. В 1574 году Иван Грозный выдал купцам Строгановым жалованную грамоту на владение зауральскими землями по реке Тобол. Однако на пути землепроходцев стояла преграда — Сибирское ханство во во главе с ханом Кучумом. В разгроме ханства видную роль сыграл поход Ермака в Сибирь, который снарядили Строгановы. Поход начался осенью 1581 года и продолжался в течение года. Под командованием Ермака была взята столица ханства, полный же разгром завершили другие отряды в 1586 году. С этого времени Зауралье вошло в состав Русского государства.
До прихода русских здесь проживали четыре основных этноса — татары, башкиры, калмыки и киргиз-кайсаки (предки казахов).
Религия, язык
Христианство (православные, католики), русский язык
Основные территории проживания
Все муниципальные образования Курганской области
Культура, традиции, костюмы, кухня
Русская народная кухня имеет достаточно обширное количество блюд. Растительные: Различные виды хлебов (ржаной хлеб и др.), каш (овсянка, гречка, перловка, и др.) и других злаковых блюд. Супы (щи, борщ, рассольник, крапивный суп, уха, и др.), и другие блюда, состоящие из овощей, зелени, и др… (тушёные овощи, окрошка, и др.); Напитки: Холодные — Компот, морс, соки (яблочный, грушевый, вишнёвый, берёзовый, и др.), квас, медовуха, и др., Горячие — Чаи: Ромашковый, шалфейный, одуванчиковый, иван-чай, и др.
Традиционные события, праздники
Праздники у русских гармонично соединяют в себе прошлое и настоящее. Некоторые традиции имеют корни в язычестве, зародившись до крещения Руси. Конечно, со временем их сакральный смысл терялся, но основные элементы ритуалов дошли и до наших дней.
Более всего старинные традиции чтят в маленьких деревушках и сельских поселениях, поскольку горожане ведут немного обособленный образ жизни. Большое количество обрядов тесно связано с семьей. Их проведение считалось залогом успешного брака, здоровья детей и благополучия.
У славян в древние времена в семье было большое количество человек (до двадцати). Повзрослев, лети вступали в брак, но оставались жить в родительском доме. Главой семейства считался отец или старший сын. Их должны были слушаться и беспрекословно выполнять любые приказы.
ПРАЗДНИКИ
Национальные традиции русских людей – это национальная память народа, то, что выделяет среди остальных, и поэтому, их традиции и праздники отличаются своей уникальностью.
Пасха – самый светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришёл на Русь вместе с крещением из Византии в конце 10 века. Накануне Пасхи во всех домах русские люди пекут всевозможную выпечку – куличи, и красят яйца. Во время самого праздника принято дарить друг другу угощения, при этом приговаривая: « Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!».
Иван Купала – народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию. Ещё в пору язычества существовало поверье о божестве по имени Купало, олицетворяющее плодородие. В его честь, вечерами распевали песни и прыгали через костёр. Иваном, божество Купало стало называться после крещения Руси.
Рождество Христово – праздник рождения Христа. Традиционно празднуется по юлианскому календарю 7 января, в отличие от западных церквей, которые празднуют его 25 декабря.
Масленица, которая в старину считалась праздником поминовения усопших. Сжигание чучела – символ похорон, а блины – поминальное угощение. Со временем, грустный праздник превратился в весёлое народное гуляние. Масленичные обряды сочетают в себе завершения периода зимних праздничных дней и открытия весеннего сезона.
Свадьба – свадебный обряд, сформированный в 9 веке, после того, как было принято Христианство. С его введением браки стали оформляться через обряд церковного венчания. В результате борьбы христианских церквей с язычеством, многие христианские традиции стали переплетаться с языческими.
Помимо венчания, русские свадебные традиции включают в себя: сватовство, помолвка, девичник, свадебные чины (люди, которые исполняют ритуальные функции на свадебной церемонии), свадебный поезд (свадебный кортеж), свадебный обряд, само венчание и встреча молодых.
Обычаи и праздники Зауралья
Мало кто знает, какие праздники отмечают в Зауралье, как проходит подготовка к ним, какие еще обычаи существуют в нашем регионе. Но надо знать, не потому что мы здесь живем, а потому что это наша история и связь с поколениями. Наибольший интерес у нас вызвали такие обычаи и праздники как рождество (сочельник, святки, колядки, ряженые), крещение, масленица.
Сочельник — канун дня рождества Иисуса Христа. Название происходит от слова «сочень» (лепешка на конопляном масле), которым должны, по предписанию церкви, питаться в этот день верующие.
Накануне сочельника делали большую уборку не только внутри дома: белили, мыли, украшали иконы и зеркала полотенцами, но и на улице: чистили дорожки от снега, прибирали сельскохозяйственные инструменты. Обычаи праздника соблюдались строго, так в сочельник нельзя было садиться за стол, пока не появится первая звезда. Кто увидит первую звездочку — счастливый, удачливый человек. Только после этого вся семья садилась за стол и угощали всех гостей. Для каждого вновь пришедшего гостя на стол ставили новое блюдо. Блюда в этот день постные. Было принято ходить в церковь, а после приготавливаться к Рождеству. Что касается подготовки к Рождеству праздничного стола, то основными обязательными блюдами являлись сочни, а также гусь, утка, курица – символы жизни. Присутствовала на столе и сдоба, в основном булочки с маком, сахаром, изюмом, шаньги, оладьи. Все в большом количестве, чтобы и самим поесть, и гостей накормить, но и колядовщиков не обидеть скудным угощением. Распространенными напитками являлись квас, сусло. Не забывали об угощениях для Домового. Почти в каждом доме был уголок, где оставляли угощения Соседушке-Буканушке или дедушке-соседушке. Угощение для него было разным: от каши или супа до сдобы. В праздник было принято одеваться в лучшую одежду, чтобы год был благоприятный, ходить в баню .
Святки — святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения), отмечаются православными в честь рождения и крещения Христа.
Святки праздновались всеми, но, в основе своей, это был праздник молодежи. Начинался он с откупа избы для святочных игрищ, подготовки к обходу домов. Святки делятся на две половины: с 7 по 14 января — святые вечера, а с 14 по 19 января — страшные. И это не случайно. Издавна новогодний праздник делился на светлую и темную части. В старину верили, что радость от прибавления тепла, увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и потому устраивают им различные неприятности. Только на Крещение празднику нечистых сил приходит конец. Святки — время безудержного веселья, катания на тройках, песен, плясок, вкусных угощений. В это время устраиваются маскарады, розыгрыши, катание на лошадях и санках. Каждая семья в святочные вечера ожидала колядовщиков .
Колядки – обрядовые
песни с пожеланиями богатства, здоровья, исполнявшиеся на Рождество.
Колядовать ходили всей деревней, но, в основном молодежь, одетая в различные
костюмы для неузнаваемости. Как правило, одевались в различных животных или
сказочных персонажей. Заходили в каждый дом и исполняли песни, за которые
получали соответствующее угощение: булочки, печенья, конфеты, деньги. Песни в
каждом районе свои, например в с. Полевое Белозерского района исполнялись такие
песни:
Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда государево двора.
Нашла коляда государев двор.
Государев двор не мал, не велик,
Не мал, не велик – на семидесяти столбах.
На семидесяти столбах, на семидесяти верстах.
На всяком столбе по жемчужине горит.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой !
В д. Красный Холм, Шумихинского района песни звучали по иному, например:
Коляда, коляда! Открывайте ворота!
Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, лепешками, со свиными ножками .
Все это свидетельствует о разнообразии и творчестве местного населения. Если хозяева не открывали, то колядовщики могли и наказать негостеприимных хозяев: засыпать снегом двери, раскидать сено или солому. После того как обходили всю деревню, собирались в одном доме и пили чай с полученными угощениями. Обычно таких угощений хватало на 2-3 дня .
В Рождество поздравляли друг друга, ходили в гости и носили угощения, пели рождественские песни. Собирались в шумные компании и катались на горках, пели, плясали .
Под Рождество ходили ряженые — обряд
переодевания. Совершался преимущественно во время зимних святок, во время
Коляды, колядования. Использовалась вывернутая подкладкой или мехом наружу
одежда. На лицо надевались маски или разрисовывали лицо, мазали сажей так,
чтобы быть неузнаваемым. Изображали ряженые обычно каких-либо животных или
представителей потустороннего мира, стараясь создать образ пострашнее.
Приделывали себе рога и хвосты, горбы и огромные животы. Изображая смерть,
ряженые заворачивались в простыню, белили лицо, а в рот вставляли вырезанные из
репы, потом из сырой картошки огромные торчащие зубы. Иногда шли на ходулях. На
голову прикрепляли выпотрошенную тыкву, предварительно прорезав в ней глазницы
и вставив туда свечу или насыпав раскаленных углей. Таких измазанных людей в с.
Полевое Белозерского района называли «святошниками». Наряжались также мужиком,
бабою, попом и разыгрывали похороны, такой обычай был распространен в д.
Володина Каргапольского района.
На 2 и 3 день после рождества устраивались святочные игрища в откупленной
молодежью избе. Начинались они с игры на гармошки, балалайке, бубне, а также
пели песни. Собирались как парни, так и девчонки с разных деревень. Чаще всего
игрища устраивали с целью присмотреть себе жениха или невесту. Обращали
внимание при этом на умение обращаться с музыкальным инструментом, поддержать
разговор, как одет молодой человек или девушка. Если случалось, что кто-то
понравился, то завязывалась дружба, а потом уж и сватов можно звать .
Рождество праздновали весело и каждый со своим размахом. Кто-то за эти дни открывал для себя что-то новое, кто-то находил свое счастье. Все были счастливы и с нетерпением всегда ждали вновь этот светлый праздник.
Не забывали при этом и о Крещении — зимнем церковном празднике крещения Христа, отмечаемый 19 января. На крещенский сочельник соблюдается строгий пост. Крещение — последний день, когда девушки еще могут гадать. Гадания были различные, в основном на суженого, на урожай. Например, «Петух и курица»: зеркало поставят, воду, в воду бросят кольцо — если будет в кольце пить, то муж пьяница будет, а мимо кольца – нормальный. Бревна у дома обнимали: кто сколько охватит, столько сусеков пшеницы уродится. В ночь на Крещение выставляли воду, чтобы осветилась, затем заносили и хранили до следующего Крещения. Пили ее для укрепления здоровья, прочитав при этом «Отче наш», и освещали углы дома от нечистой силы. В ночь с 18 на 19 января ставили над всеми дверями и окнами крестики, которые означали, что Господь осветил данное место. На Крещение все ходили в церковь, где совершали крестный ход. После церкви отправлялись на прорубь, надевая обычно для такого случая лучшие наряды, чтобы и себя показать, и жениха или невесту присмотреть. Приезжали на смотрины и из других деревень. Понравилась невеста, то сватов зазывали, если родители были против брака, то украсть невесту могли здесь же. Свадьбу играли после Крещения. Основным блюдом была кутья «сытная каша». В этот день строго запрещалось работать.
Кончились церковные праздники, отшумели свадьбы, пора и Масленицу встречать.
Масленица – это веселый праздник длиной в целую неделю. Народ веселится, катается с ледяных гор, устраивает шествие ряженых, танцует, ест блины. Традиционно сжигают соломенное чучело – символ зимы. Блин же цветом и формой ассоциируется с вошедшим в силу солнцем. Масленица — это прежде всего обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Каждая хозяйка имела свой рецепт блинов, поэтому в этот день можно было попробовать разного вида блины: заварные, белые, рыхлые. Причем каждый день Масленой недели носит собственное название: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Широкий четверг, Тещины вечерки, Золовкины посиделки.
Понедельник. Встреча. Начинали печь блины, строили качели, снежные городки, раскатывали горки. Делали чучело Масленицы и возили по деревни .
Вторник. Заигрыш. Катались на
горках, качались на качелях, пели, плясали, блинами всех угощали.
Среда. Лакомка. В этот день теща угощала зятьев блинами. Устраивала пир, если
зять был по душе.
С четверга, который назывался «широким», масленица развертывается во всю ширь. Рано утром хозяйка накормит всех от мала до велика блинами, приоденет понарядней ребятишек, проследит за мужиком, чтобы вид имел, сама достанет из сундука праздничный наряд – на выход .
Пятница. Тещины вечерки. Зятья приглашали тещ в гости, угощали их блинами. Званая теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковородку, половник и прочее, а тесть посылал мешок гречневой крупы и сливочное масло.
Суббота – золовкины посиделки. Невестка приглашала в гости золовку – сестра мужа и должна была подарить ей подарок .
Прощеное воскресенье. В этот день принято было просить у всех прощение. Разжигали костры и сжигали сделанное из соломы чучело Масленицы. После Масленицы готовились к Великому посту.
Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам V этнолого-краеведческой конференции, посвященной памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2013 г.).
Фольклор
Литература
Русские сказания делятся на сказки и былины. Героями сказок являются вымышленные персонажи, часто волшебные животные (волки, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Кот-Баюн, Конёк-Горбунок, Царевна-лягушка) или божественные существа (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Чудо-юдо, Жар-птица, Колобок, Терёшечка, Глиняный парень).
Героями былин как правило являются лица, которым приписывается реальное историческое существование князья (Владимир Святой) или богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Скопин-Шуйский), врагами которых являются исторические противники Руси: «войско басурманское» и «хан татарский» (Идолище Поганое). Действия былин как правило разворачиваются вокруг стольного града Киев. Иногда героями русских былин становились чужеземные персонажи, например, англо-нормандец Бова Королевич, еврей Самсон Самойлович или перс Еруслан Лазаревич (Рустам).
Музыка
Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.
Музыкальные традиции различны по соотношению жанров, музыкальной и поэтической стилистике, манере исполнения. Обобщённо местные традиции можно сгруппировать по регионам: западный, северный, центральный, южный, поволжский, уральский, сибирский. Географические границы местных музыкальных особенностей довольно гибкие и подвержены изменениям.
Песня
Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и т. п.).
В русской песне есть свои наиболее употребительные размеры: в 2/4 и 4/4. Размер в 3/4 реже. Он употребляется обычно в обрядовых, например свадебных песнях. Русская крестьянская песня архаична, она строится в пятиступенных ладах. Для русской народной песни характерно богатство житейских бытовых мотивов.
Частушка
Частушка — короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия.
Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.
Танец
Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.
Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связаны с обрядами.
Русский народный танец, в зависимости от местности, исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.
Основные жанры: Хоровод, Танок, Русская пляска, Русская кадриль.
Контакты (национально-культурные организации, учреждения, центры культуры и т.п.)
ГБУК «Курганский областной центр народного творчества и кино». 640011, город Курган, улица Гагарина, дом № 35
МБУ «Центр русской народной культуры «Лад». 641884 Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, 104-а, тел. (835253) 9-01-38, E-mail lad@shadrinsk.net