ПОЛЯКИ

Численность: (общее количество и % от общей численности населения в Курганской области)

Около 300 (0,03 %)

История

История поляков в Кургане первоначально связана с политической ссылкой и охватывает несколько больших периодов.

Польская ссылка в Сибирь началась в XVIII в. Правительство выделяло неблагонадежных поляков в особую группу ссыльных – «политических преступников», отличную от «государственных преступников». За исключением единичных случаев мы не можем обозначить конкретные фамилии поляков, отбывавших наказание в уездных городах Тобольской губернии до 1830 г. 

После подавления восстания 1830-1831 гг. в Польше начинается массовая ссылка поляков в Сибирь, что привело к появлению нового этнического образования в этом регионе вообще, и в Кургане в частности. Увеличение количества ссыльных польского происхождения, относительная длительность их пребывания в Кургане привели к формированию польской общины в середине 30-х годов XIX в. 

Вторая волна польской ссылки в Сибирь, в т. ч. в Курган, связана с подавлением восстания в Польше 1864 г. По этому периоду в облгосархиве есть дело, в котором находятся списки и краткие характеристики ссыльных в Кургане в 1860-1870-х гг.

В конце  XIX – начале  XX вв. в Кургане сложилась устойчивая польская диаспора, которая явилась основой для формирования в городе римско-католической общины.

Большой процент поляков  был задействован в работах на железной дороге: машинистами, слесарями, служащими железной дороги. 6,5% от всех представителей диаспоры работали на железной дороге. Занятие земледелием в городе Кургане распространено не было, им занимались всего 2,2 % представителей польской общины. Такой же процент поляков получал средства благодаря нищенству. 2,9% были домовладельцами, землевладельцами, получали процент от капитала или пенсии. 9,3 % занимались неквалифицированным трудом (пастухи, кучера, прачки, чернорабочие, фонарщики и т.д.).

Огромный вклад поляки внесли в медицину города Кургана. В 1897 г. в здравоохранении задействовано  2,5% поляков, проживавших в городе Кургане: среди них Земянский К.С. – аптекарь, Барташевич А.Ф. – городской врач, Иваневич Э.И. – врач, аптекарские помощники и провизоры, а также ветеринары – Дмоховский В.Н. и Вольский В.Ф.

Еще одна причина миграции в Курган представителей польской и других национальностей (белорусов, украинцев, и пр.) из западных губерний России связана с военными событиями 1914-1918 гг. С 1914 г. в Кургане наблюдается большой приток беженцев и военнопленных с запада страны. В это время появились общественные национальные организации. В городе действовала польская школа, существовал Польский военный комитет, Польское землячество (Гмина), проводились акции в пользу раненных польских солдат. Общественная деятельность поляков отражена на страницах местной печати 1914-1920 гг.: «Курганский вестник», «Народная газета», «Свободное слово» и др.

Культура и традиции

Родной язык большинства поляков — польский, принадлежащий к лехитской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков.

Большинство поляков традиционно исповедует католицизм. 

У поляков существовали и, в значительной степени, существуют и по сей день обычаи, многие из которых также присутствуют в других славянских культурах, например рождественские (хождение со звездой, колядование) и пасхальные (эмаус, раскрашивание яиц на Пасху) обычаи, часть из которых, возможно, берёт начало ещё в дохристианской эпохе. К подобным традициям можно отнести и поливальный понедельник. На формирование польской кухни оказали влияние исторические особенности развития польского государства, в частности то, что на территории Польши проживали представители многих народов. Поэтому в ней чувствуется влияние немецкой, русинской, татарской, еврейской и других кухонь. Несмотря на это, польская кухня весьма близка к русской и украинской. В ней имеется широкий ассортимент первых блюд — красный и белый борщ, капусняк, грохувка и т. д. Как и в России, пользуется популярностью гречневая каша. Любим поляками и местный вариант вареников (польск. pierogi). Одним из известных польских блюд, возможно изначально литовского происхождения, является бигос, второе блюдо из квашенной капусты и мяса. Приготовление этого кушанья красочно описано в поэме Мицкевича «Пан Тадеуш».